Колесо – чудо инженерной мысли. Кажущаяся примитивная технология, на самом деле гениальный дизайн, эволюционирующий наряду с человеком. Поговорка «не изобретай колесо» в данном случае имеет обратный смысл: с каждым годом оно становится прочнее, легче, визуально привлекательнее.
Что такое колесный диск? Это ступица, спицы и обод. Ступица крепит его к машине, спицы излучаются от ступицы к ободу, последний удерживает шину.
Легкосплавные виды
Литые
Металл (алюминий, реже – титан и магний) отливают в пресс-форме, в результате получается прочное колесо, пригодное для повседневной эксплуатации.
Кованые
Цельный стальной блок нагревается и, с помощью экструдера исполняется его поковка, автодиск буквально вырезают, придают ему необходимый вид.
Многокомпонентные
- Двухсоставные
- Конструкция состоит из обода (стального/алюминиевого) и литого диска, части приваривают между собой. Плюс изобретения – это возможность создания диска с разным вылетом. Минус механизма – зона сварного шва уязвима к коррозии.Такое колесо предпочитает крутиться на ровной поверхности дороги. Чаще его устанавливают на спортивные автомобили.
- Трехсоставные
- Механизм данного устройства состоит из кованного или литого диска, двухкомпонентного разъемного обода и стальных болтов. Преимущества данной конструкции – не меняя модель, есть возможность подобрать нужную ширину и вылет обода.
Многокомпонентные колеса ремонтопригодны, легче поддаются пескоструйной работе, окраске, полировке. Да, такие модели много дороже ковки и сплава, но качественный товар стоит правильной суммы. Сторожила-изготовитель – Германия и Япония.
Различие кованых колес от литых и что лучше
- вес (кованое колесо в 15 дюймов не весит больше 5 кг, литой – около восьми);
- маркировка (у литого она выпуклая, у кованого в виде штампа Forged);
- звон (ковка звенит колоколом);
- спецификация (заводской сертификат);
Также, отличить литье от ковки сможет обычный магнит.
Что лучше. Говорить о преимуществах того или иного варианта можно бесконечно – каждому свое. Часто, для потребителя цена-качество играет ключевую роль. Например, литые колеса СКАД бегают длительное время и вполне себе имеют доступную цену.
Согласитесь, манера вождения напрямую влияет на долгосрочную перспективу любой запчасти или аксессуара. Еще нюанс: на прочность дисков технология изготовления не влияет так сильно, как их дизайн. И потом, никто не начал бы выпускать литые модели, если кованые отличались бы исключительными плюсами.
Литые сплавы совершенствуются, развитие производства движется вперед, кованая же технология пока не расширила границ от 18 размера – энергозатратно. К примеру, при создании дисков методом Flow Forming, маркировку Forged не делают, это только подтверждает тезис о непрерывных разработках литья.
Автодиски – баланс противоречий (разному их весу и дизайну присущи разные несущие свойства). Таким образом, вопрос что лучше: непрочные и легкие или прочные и тяжелые – риторический.